ФКУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" Минтруда России

Модернизация и совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Российской Федерации (региональный аспект)

Л.В. Викторова, руководитель - главный эксперт ФКУ «Главное бюро МСЭ по ЧР - Чувашии»

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

Система государственной медико-социальной экспертизы включает:

  • Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
  • Главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации.
  • Главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций промышленности с особо опасными условиями труда.
  • Учреждения науки, специализирующиеся в области медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов (ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» ФМБА России, ФГБУ «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства», ФГБУ «Санкт-Петербургский практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства).

Совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов является одним из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и подписанная Российской Федерацией 24 cентября 2008 г., устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривающие осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества.

Цели, задачи модернизации государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов

Основными направлениями решения задач совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и повышения доступности реабилитации инвалидов являются:

  • Разработка инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, с учетом положений МКФ.
  • Совершенствование учета инвалидов.
  • Улучшение межведомственного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, включая взаимодействие с общественными организациями инвалидов.
  • Развитие инфраструктуры реабилитации инвалидов.
  • Обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

1. Разработка инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, с учетом положений МКФ

С учетом положений МКФ будут законодательно или нормативно определены рамки для описания указанных показателей «универсальным языком» - в виде буквенно-цифровых кодов. Эти коды будут указывать на необходимость помощи при передвижении, нуждаемость в сопровождении и учитываться вышеуказанными службами при предоставлении услуг инвалидам.

Буквенные коды инвалидов:

  • В - передвигается в коляске. Нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома.
  • С - слепой или слабовидящий, ограничен в ориентации. Нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома.
  • Е - инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий, либо не действует руками). Нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома.
  • К - инвалид слепоглухонемой, значительно ограничен в ориентации. Нуждается в сопровождении лицом, осуществляющим помощь вне дома. При формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах тифлосурдопереводчика.
  • М - инвалид глухонемой или глухой. При формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика.

Основными условиями для перехода на новые классификации являются:

  • Обеспечение стабильности в период преобразований.
  • Этапность преобразований.
  • Сохранение действующих механизмов до перехода на новую классификацию.
  • Экспериментальная отработка разрабатываемых новых классификаций в пилотных регионах (Хакасия, Удмуртия, Тюмень).
  • Преемственность лучшего опыта.
  • Предварительная профессиональная подготовка кадрового потенциала системы медико-социальной экспертизы.

2. Совершенствование учета инвалидов

В настоящее время государственные и региональные информационные ресурсы в отношении инвалидов существуют в условиях отсутствия единой системы учета.

Органами, обладающими вышеуказанными системами, являются: федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактические учреждения, федеральные государственные протезно-ортопедические предприятия, органы и учреждения социальной защиты населения, органы государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации. Это позволяет в режиме реального времени и в соответствии с законодательством Российской Федерации проводить анализ и прогнозировать инвалидность, ее социальные и медико-биологические причины, оценивать результаты реализации индивидуальных программ реабилитации, обеспечения доступности физического и информационного окружения конкретного инвалида и на их основе принимать необходимые решения для предоставления высококачественных услуг по медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Введение единой системы учета инвалидов в Российской Федерации позволяет отображать и передавать, в том числе данные об экспертизе и прохождении реабилитационного «маршрута» инвалидов, а также о результатах реабилитационных мероприятий, что даст возможность решить ряд вопросов, имеющих ключевое значение для разработки стратегии профилактики инвалидности, направлений реабилитации инвалидов, информационно-справочной поддержки граждан и организаций.

Введение единой системы учета инвалидов в Российской Федерации будет осуществляться в рамках единого комплекса мер по информатизации и построению инфраструктуры электронного Правительства.

3. Улучшение межведомственного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, включая взаимодействие с общественными организациями инвалидов

В настоящее время осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации предполагает непосредственное, последовательное, иногда неоднократное, посещение гражданами ряда учреждений - лечебно-профилактических, медико-социальной экспертизы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, протезно-ортопедических предприятий.

В связи с этим предполагается разработать и внедрить в практику технологии проведения медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, сокращающие «маршрут» движения граждан, затраты их времени и усилий, связанных с получением документов, необходимых для предоставления экспертных и реабилитационных услуг. Что, в свою очередь, потребует разработать технологии организации и проведения медико-социальной экспертизы и предоставления реабилитационных услуг инвалидам, с использованием электронного документооборота, разработать и внедрить в практику лечебно-профилактических учреждений новую форму направления на медико-социальную экспертизу граждан, формируемую на базе стандартов обследования граждан в лечебно-профилактических учреждениях при направлении на медико-социальную экспертизу, предусмотрев электронный вариант данной формы и возможность ее передачи в учреждение медико-социальной экспертизы в электронном виде.

4. Развитие инфраструктуры реабилитации инвалидов

Целью реабилитации инвалидов является наделение их возможностью самостоятельно участвовать во всех аспектах жизни в том числе заниматься трудовой деятельностью.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, включая слухопротезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию, социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Предполагается провести мероприятия по модернизации деятельности существующих реабилитационных центров, путем создания в них условий ля организации обучения инвалидов самостоятельности (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользования техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организация быта, в которых нуждается инвалид для самостоятельного проживания), возможности предоставления инвалидам услуг по профессиональной реабилитации (профессиональное информирование, консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор, профессиональная тренировка, оказание помощи в пути к месту работы и обратно), а также занятий физкультурой и спортом.

5. Обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов

Обеспечение физической и информационной доступности для инвалидов является одним из принципиальных положений российского законодательства о социальной защите инвалидов, а также Конвенции ООН о правах инвалидов. Между тем, как показывают данные социологических опросов и других объективных измерений, в настоящее время физическая и информационная доступность окружающей среды для инвалидов, в том числе объектов государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в Российской Федерации находится на низком уровне.

Обеспечение, в соовествии с настоящей Концепцией, доступности объектов государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов предполагает, в частности, приспособление входных групп, лестниц, пандусовых съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий; оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения; оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией.

Этапы совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов

1. На первом этапе (2011-2012 годы) будет осуществлена разработка основных законодательных, нормативно-правовых актов, методических, информационных и учебных материалов, необходимых для реализации Концепции, а также реализован пилотный проект по отработке осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом МКФ и основных положений настоящей Концепции в 3 субъектах Российской Федерации (Удмуртия, Хакасия, Тюмень).

Предусмотрено внести изменения и дополнения в отдельные законодательные акты и принять государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

2. Одновременно будет проведена профессиональная подготовка сотрудников федеральных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений для участия в деятельности государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

3. Будут разработаны и приняты решения, необходимые для установления единой системы учета инвалидов в Российской Федерации.

На втором этапе (2013-2015 г.г.) будут осуществляться мероприятия по полномасштабному переходу к функционированию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей концепции, включая обеспечение ее физической и информационной доступности.

Основные результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит достичь следующих показателей социально-экономической эффективности таких как:

  • повышение удельного веса учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей и других маломобильных групп населения;
  • повышение удельного веса численности реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы;
  • снижение сроков прохождения медико-социальной экспертизы;
  • повышение удельного веса инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии в федеральным перечнем, а также реабилитационными мероприятиями и услугами, в общей численности инвалидов, в рамках индивидуальной программы реабилитации, до 93% в 2011 году, до 94% в 2012 году, до 95% в 2013 году, до 96% в 2014 году, до 98% в 2015 году.

Яндекс.Метрика