ФКУ "ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии" Минтруда России

Психологическое тестирование как один из методов обследования больных и инвалидов при осуществлении медико-социальной экспертизы

О.О. Иванова, психолог экспертного состава главного бюро МСЭ по Чувашской Республике №1

Роль психолога в бюро МСЭ

В обязанности психолога бюро МСЭ входят:

  • Анализ и оценка состояния психических процессов с указанием
    • - типа их изменений (если изменены),
    • - стойкость и степень выраженности.
  • Анализ личности. Основной целью анализа является представление, имеет ли комиссия дело с нормативной личностью или нет, страдающим умственной отсталостью (олигофрения различной степени выраженности; различные девиации личности или ее патология).
  • Оценка реабилитационного потенциала личности и формирование психологического аспекта индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

К психологу направляются больные с разными заболеваниями, но чаще всего с неврологическими нарушениями различного генеза. В структуре проведенных экспериментально-психологических обследований (ЭПО) на первом месте лица с последствиями черепно-мозговых травм и последствиями ОНМК. Данные патологии сопровождаются нарушением функций головного мозга, что приводит к соответствующим жалобам и требует подтверждающего психодиагностического обследования.

Нередко к психологу направляются больные с терапевтической патологией. Больные, страдающие эндокринными заболеваниями, заболеваниями сердечнососудистой системы, ЖКТ и др. патологиями дают яркие психологические проявления. У большинства инвалидов с данными патологиями имеются психологические нарушения, которые затрагивают различные стороны и уровни функционирования психики: начиная с эмоционально-волевой регуляции и кончая направленностью личности, ее мотивами, ценностями и установками.

Существенную роль в росте соматической патологии оказывают как внешние, так и наследственные факторы. К ним относятся резкие изменения условия жизни и работы современного человека за последние десятилетия, стрессовые ситуации дома и на работе, техногенные катастрофы и т.п. Эти факторы влияют на психологию человека, которого оценивает психолог в ходе проведения ЭПО у лиц, освидетельствуемых бюро МСЭ.

1. Исследование психических процессов

Психические процессы являются связующим звеном между личностью индивида и его организмом, представляя собой одновременно психическую и психофизиологическую (субстратную) основу психической деятельности. Вы-деляют три группы процессов – гностические (ощущение, восприятие и мыш-ление), мнестические (запоминание, сохранение, воспроизведение информации) и регуляторные (внимание, эмоции). В клинико-экспертной психологии исследуются те из них, которые имеют существенное значение в экспертной практике, ограничивая жизнедеятельность освидетельствуемого и имеющие особое значение для трансформации полученных данных в патопсихологический синдром. К ним обычно относят оценку памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы освидетельствуемого.

К нарушениям психических процессов может приводить как соматиче-ская патология (болезни ЦНС, хронические заболевания сердца, легких, почек, ЖКТ, эндокринной системы, сопровождающиеся общей интоксикацией организма, болезни крови, сосудов, инфекционные поражения т.п.), так и неврно-психические расстройства. Отдельные процессы при этом могут страдать в различной степени, но их нарушения, как правило, сочетаются между собой. В практике МСЭ важно, что наиболее типичные из таких сочетаний складываются в определенный тип изменения психических процессов. В экспертной практике наибольшее значение имеют астенический и органический типы таких изменений. В специализированном бюро психоневрологического профиля психолог может сталкиваться также с нарушениями психических процессов по эндогенному (шизофреническому) типу.

При исследовании состояния психических процессов наиболее широко применяются клинико-психологический метод и ЭПО.

- Клинико-психологический метод исследования в определенной степе-ни позволяет выявить качественные нарушения результативности психической деятельности в процессе непосредственного контакта с обследуемым. Он включает в себя беседу и наблюдение, применяемые одновременно (словесный контакт, анализ двигательных и мимических реакций, интроспективный метод).

- ЭПО в большей степени позволяет дать количественную оценку выявленных нарушений, объективизируя тем самым данные, полученные в ходе клинического анализа, и, позволяя уточнить степень выраженности астенического или психоорганического типа реагирования, если они диагностированы.

При проведении ЭПО психологом бюро следует начинать с простых экспресс-методик, поскольку они доступны в любых клинических и экспертных обстоятельствах, и не требуют для своего осуществления и обработки больших временных затрат. Кроме того, в практических целях не всегда требуется комплексное исследование всех психических процессов и свойств. Поэтому методики предлагаются освидетельствуемым в разных вариантах и комбинациях. Выбор зависит от конкретной экспертной задачи, поставленной экспертной комиссией перед психологом; от образовательного и культурного уровня испытуемого; возраста, его социального статуса и социальной ситуации в целом (например, сельские жители с трудом включаются в тестирование). Может быть свой язык и система понятий (например, у бывших заключенных, членов асоциальных или молодежных группировок и т.п.). Выбор методик зависит также от особенностей контакта с испытуемым (снижение зрения, слуха, нарушение речи и т.п.); от имеющейся патологии и состояния испытуемого на момент обследования (выраженность астенических, реактивных, депрессивных и других состояний). Это особенно важно, если у освидетельствуемого ранее не выявлялось нарушений со стороны психических процессов и он не предъявляет жалоб на снижение памяти, внимания т.п.

При обнаружении отклонений от нормы проводится расширенное ЭПО в соответствии с выявленными нарушениями и поставленными задачами. Например, при экспересс-диагностике внимания можно использовать таблицы Шульте, которые предъявляются освидетельствуемому в начале и в конце исследования. В норме просчитывание таблицы занимает до 60 сек., нарушения считаются легкими в пределах 60-90 сек., умеренными - 90-120 сек., просчитывание таблицы свыше 120 сек., свидетельствует о выраженном снижении произвольного внимания. Если время просчитывания таблицы превышает одну минуту, целесообразно расширить объем ЭПО, например, до пяти таблиц в начале и в конце исследования, или же дополнить его другими методами диагностики (счет по Крепелину, корректурные пробы и др.). Многократное тестирование с помощью одной методики, особенно в начале и в конце обследования, нередко позволяет выявить у освидетельсвтуемого астенический компонент и оценить степень его выраженности.

Для экспресс-диагностики состояния памяти целесообразно использо-вать методику заучивания 10 слов, которая не только позволяет оценить со-стояние кратковременной памяти, но позволяет уточнить как сам процесс за-поминания, так и отсроченное воспроизведение (долговременная/оперативная память), которые могут быть снижены независимо друг от друга. В практике МСЭ давно сложились следующие критерии выполнения этого теста: 5 и более слов – норма; 4 слова – легкое снижение, 3-2 слова – умеренное снижение, 1-0 слов - выраженное снижение памяти. Процесс запоминания отражается в кривой запоминания, а также в количестве слов после пятого воспроизведения. В норме на 4-5ое предъявление воспроизводится 10 слов. При обнаружении нарушений со стороны мнестических функций можно расширить обследование данными других методик, таких как Шкала памяти Векслера, воспроизведение рассказа, опосредованное запоминание и т.п.

Несмотря на многообразие методов исследования мышления, в практике МСЭ наибольшее значение имеют показатель «уровень абстрагирования» и характеристика ассоциатитвно-логических связей и интенции мышления. Поэтому экспресс-диагностика мышления может осуществляться с помощью методики на понимание переносного смысла пословиц и поговорок, а также ряда задач на сравнение и обобщение понятий (предметов). При обнаружении снижения или колебаний уровня абстрагирования, следует расширить объем обследования за счет методик на исключение предметов и понятий, классификацию, образование аналогий, подбор фраз к пословицам, выделение существенных признаков предметов и явлений и т.п.

В экспертной практике диагностика эмоционально-волевых процессов осуществляется в основном клинико-психологичеким методом. Частично данные об изменениях эмоционально-волевой сферы можно получить из методик исследования личности.

2. Анализ личности

Особое значение в современной МСЭ и реабилитологии имеет анализ личности освидетельсвуемого для уточнения регистра реагирования на «ситуацию болезнь» (психологичеаский-патопсихологический).

Выделение личностных структур: темперамента, характера, интеллекта, мотивационной сферы и способностей – традиционно принято в отечественной психологии, и является наиболее удобным и оправдавшим себя на практике, учитывая цели и задачи медико-социальной экспертизы и реабилитации. Свойства личности, вытекающие из анализа этих структур, позволяют составить наиболее полный индивидуально-психологический портрет освидетельствуемого на всех трех уровнях реагирования личности: в норме, на уровне патопсихологических расстройств и на психопатологическом уровне нарушений. Психологический портрет позволяет бюро МСЭ уточнить диагноз, установить психологические причины ограничения жизнедеятельности, способствует оценке реабилитационного потенциала и играет особую роль при психокоррек-ционных мероприятиях.

Методы исследования личности, применяемы во МСЭ, можно разделить на три группы.

  • При клинико-психологическом исследовании анализируется деятель-ность больного в ситуации «болезнь»-«инвалидность» в рамках непосредственного контакта и наблюдения. Этот метод играет особую роль, поскольку в условиях относительно быстрого и часто однократного контакта с освидетельствуемым определяет дальнейший объем необходимых мероприятий.
  • Психобиографический метод исследования личности позволяет про-анализировать особенности личности через деятельность человека в стандартных жизненных ситуациях («работа», «семья», «образование», «хобби», «болезнь», «инвалидность»). Этот метод является, по существу, основным. Он опирается на единство личности и биографии и базируется на принципе постепенного накопления данных о личности и учет этих данных по всем «ситуациям».
  • Основой экспериментально-психологического исследования является изучение личности через деятельность человека в условиях эксперимента (различные техники, тесты). Этот метод является профессиональным инструментарием психолога, но рассматриваются как дополнительные при решении задач психологической диагностики в целом. Используются методики: «УНП», «СМОЛ», «ТАТ», для исследования интеллекта методика Векслера, методика Равена и др.

В своем заключении психолог должен максимально точно и убедительно, с количественными показателями, с подтверждающими примерами описать результаты обследования, сделать выводы о типе изменения психических процессов (выявляются/не выявляются по астеническому/органическому/эндогенному типу), указать степень выраженности, интеллектуальный потенциал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь.

3. Роль психолога в формировании ИПР

После вынесения экспертного решения, важнейшей задачей бюро МСЭ является формирование и контроль за реализацией индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Основой психологического аспекта ИПР является оценка реабилитационного потенциала (РПЛ) инвалида, а также планирование комплекса психокоррекционных мероприятий в рамках ИПР.

РПЛ – биологические и социально-психологические возможности индивида компенсировать ограничения жизнедеятельности, сформировавшиеся вследствие болезни или дефекта.

ИПР реализуется через личностные механизмы индивида. Поэтому к целям и задачам психолога в формировании ИПР относят:

  • Анализ личности реабилитанта и созданной им внутренней модели болезни (ВМБ) для оценки реабилитационного потенциала.
  • Оценка РПЛ по трем составляющим:
    • эмоционально-волевой потенциал личности - степень энергичности реабилитанта в достижении конкретных реабилитационных целей. В основном зависит от типа темперамента, состояния эмоций, воли;
    • интеллектуальный потенциал личности представлен в ситуативной адекватности понимания реабилитантом ситуации, создавшейся в результате болезни и путей ее разрешения. Зависит от уровня интеллекта и состояния когнитивных процессов;
    • мотивационный потенциал личности – совокупность целей, идеа-лов, установок, мотивов, потребностей. Базируется в основном на системе от-ношений к себе, к людям, к ответственности в рамках принятия решений.
  • Интеграция полученных данных с выводом насколько высок РПЛ для проведения работы по реализации ИПР.

Психологический аспект реабилитации реализуется через конкретную психокоррекционную работу. Ее целью является создание максимальных предпосылок принятия оптимальных решений и действий по достижению реабилитационных целей. Сюда входят: формирование адекватного отношения к заболеванию и рационального типа реакции на нее, снятия невротических и неврозоподобных расстройств, сглаживание эмоциональных расстройств, формирование позитивных, адекватных установок на профессиональную деятельность. Психокоррекции при реализации ИПР должно предшествовать врачебное обследование и организация совместно с психологом коллегиальной психокоррекционной работы. Основными направлениями являются: формирование оптимального контакта; коррекция состояния фрустрации, внутренней модели болезни (социальной проблемы) и коррекция мотивационной сферы личности.

Особое внимание уделяется профессиональной ориентации, профес-сиональному обучению и трудоустройству инвалидов, т.е. содействие в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда, личными интересами, способностями и возможностями путем профессионального консультирования информации и психологической поддержки. Необходимо выявить их склонности, порекомендовать круг профессий, ознакомить с учебными заведениями, осуществляющими обучение и переобучение и дать возможность самоопределиться. Профессиональная реабилитация инвалидов - многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановлении трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда, которая может быть достигнута:

– на его прежнем рабочем месте;

– на новом рабочем месте по прежней специальности;

– профессиональное обучение, профессиональное переобучение по новой специальности.

Профориентация традиционно включает в себя анализ трех составляю-щих: «хочу», «могу», «надо». Для этого на практике психологом используются тест Голланда, дифферинцированный диагностический опросник (ДДО), опросник профессиональной направленности (ОПН), тест профессиональных склонностей, карта интересов. На основании полученных результатов, можно судить о склонностях к трудовой деятельности в зависимости от типа деятельности (рационалистический, артистический и т.п.), определить модель желательной и доступной профессии на основании обобщения ее существенных характеристик (физическая тяжесть, уровень нервно-психического напряжения и т.п.).

Таким образом, психологическое тестирование является важным методом обследования больных и инвалидов при МСЭ, особенно у больных неврологического и терапевтического профиля для выявления ОЖД и нуждаемости в мерах реабилитации.

Яндекс.Метрика